Автор: Надежда Гончаренко, CEO MDCONSULT

На смену индустриальной экономике пришла эпоха капитализма. И в новом постиндустриальном мире преобладающим продуктом стала услуга. А услуги создаются, как правило, интеллектуально, часто творческим трудом. 

В связи с распространением умственного труда наша эпоха получила название «когнитивный капитализм», где главный инструмент предприятия — сотрудник. Успех компании, где преобладающая сила — умственный труд, сильно зависит от интеллектуальных способностей и эмоционального фона сотрудников. 

Стресс, выгорание могут сильно подорвать работу и эффективность организации. Поэтому любому руководителю важно уметь организовывать работу предприятия так, чтобы в компании была психологически здоровая атмосфера. 

Согласно исследованию Gallup, 76%, то есть три четверти штата среднестатистической компании подвержены профессиональному выгоранию и работает менее эффективно, чем могли бы. Давайте разберемся, почему так происходит.

Причины стресса сотрудников 

Согласно исследованиям, приведенным в книге «Антистресс по-скандинавски. Руководство для тех, кто постоянно хочет в отпуск» (Фриис Андерсен Малене):

  • 51% винит в стрессе работу;
  • 43% — работу и личную жизнь;
  • 6% считают, что стресс вызван причинами, не связанными с работой.  

Руководители, в свою очередь, зачастую думают, что основные источники стресса — особенности характера сотрудников или их личная жизнь. Так ли это?

Менеджерам важно знать одну психологическую особенность, которая объясняет противоречия в реакциях разных сотрудников. Чаще всего стресс возникает, когда сотруднику, кажется, что требования превышают его собственную оценку своих способностей, компетенций и полномочий. Поэтому и случается так, что при соизмеримых обязанностях один человек испытывает огромный стресс, а другой — нет. 

Но не стоит бояться стресса у своих подчиненных. Это здоровая реакция на возникающие трудности. Важно не допустить выгорания, которое является последней стадией в цепочке развития стресса. Чтобы разобраться, как это сделать, давайте рассмотрим все фазы развития стресса.

Фазы развития стресса

Ярко и понятно цепочку развития стресса отображает модель «Лестница стресса» («Руководитель как помощник в борьбе со стрессом»). Согласно ей, существует 5 фаз стресса. 

«Разогрев». Сотрудник эффективно справляется с нагрузкой, удержан баланс между требованиями и ресурсами для достижения поставленных целей. Он доволен тем, чем занимается, энергичен и продуктивен. 

«Нагрев». Проявляются первые симптомы стресса — человек начинает быстрее есть, ходить и разговаривать. Сотрудник становится более раздражительным, возникают конфликты с коллегами. Снижается качество его работы. Он пребывает в вечных сомнениях, не удается все удержать в голове. 

«Перегрев». Человек перестает быть уверенным в своей компетентности, меньше верит в себя. У него неправильная расстановка приоритетов, чаще допускаются ошибки. Ярче симптомы стресса — головная боль, вялость, боли в животе, беспокойство.

Читати  Как сделать своих сотрудников счастливыми? Рецепт здоровой и счастливой среды в команде

«Плавление». При длительной нагрузке наступает одна из последних стадий. За сотрудником можно заметить физический упадок сил, нервные срывы. Он эмоционально нестабилен, зачастую находится в унынии. Он неэффективен и периодически нетрудоспособен. 

«Выгорание». В этой фазе сотрудник умственно и эмоционально выгорел. Он не работоспособен. Его физическое состояние оставляет желать лучшего. 

Какие задачи руководителя при работе со стрессом сотрудников?

В первую очередь — поддерживать команду на первой фазе. Исследования условий труда в Дании показали шесть факторов, которые обычно влияют на эмоциональную стабильность, низкую статистику по больничным и высокий уровень продуктивности. В Национальном центре изучения условий труда их называют шесть ключевых факторов.

  1. Влияние. «Я могу влиять на принятие решение и на своих условия работы».
  2. Социальная поддержка. «У меня хорошие отношения с коллективом и начальником».
  3. Осмысленность. «Я чувствую свою пользу».
  4. Вознаграждение. «Я получаю вознаграждение и оплату за свой труд в соответствии с моими результатами».
  5. Предсказуемость. «Моя работа подконтрольна, я могу ее предсказать».
  6. Требования. «Требования, которые ко мне предъявляют, соответствуют моим возможностям».

Если присутствуют все 6 факторов в работе, то сотрудник будет находиться в фазе «разогрев». Также эта фраза поддерживается открытостью руководителя в ожиданиях от подчиненного, целях работы.

Если сотрудник перешёл на фазу «нагрев»,  нужно ясно определять для него соотношение между работой и личной жизнью. Давать пояснения по поводу задач, приоритетов и требований по качеству. Поддерживать его и хвалить за качественную работу. 

В период «перегрева» пообщайтесь тет-а-тет, спросите, нужна ли какая-то помощь. Сопровождайте человека и помогайте в определении приоритетов и адаптации задач. Подумайте о передачи некоторых функций на аутсорс. 

«Плавление». Свяжитесь с HR. Контролируйте процесс. Адаптируйте задачи так, чтобы сотрудник смог передохнуть. 

«Выгорание». Постоянно общайтесь с сотрудником. Поддержите во время выхода на работу. Не забывайте об остальных членах команды. 

Стресс — нормальная реакция на трудности. Однако накопление его может привести к серьёзным последствиям как для сотрудника, так и для компании. Поддерживайте своих сотрудников на первой стадии, используя 6 ключевых факторов, и работа вашей команды будет продуктивна. 

ИТОГИ

Исследования показывают, что поведение и стиль управления руководителя может повлиять на эмоциональный фон и продуктивность коллектива. Однако на плечи ТОП менеджеров падает колоссальная нагрузка и порой развитие well-being дается непросто. Поэтому такие процессы лучше всего автоматизировать с помощью HR-отдела. Если в вашей компании отсутствует HR-отдел, обращайтесь на аутсорс в MDCONSULT.  Мы проведем аудит и поможем в формировании сильной и эффективной команды. Оставляйте свои контакты тут: https://landing.mdrecruitment.ua/.