Автор: Анна Реминская, HRD компании MDCONSULT

Увольнение сотрудника ― стрессовый процесс и для подчиненного, и для HR. Ведь именно мы на передовой, на нас летит ударная волна негатива, возражений или обвинений. Как же правильно уволить сотрудника и сохранить лояльность к компании?

  • Про увольнение должен в первую очередь узнать сотрудник.

О своем уходе сослуживец услышал от коллег на перекуре? Тогда стоит уделить внимание аудиту работы его руководителя. Ведь эффективный менеджмент включает в себя не только постановку задач, но и обратную связь на их выполнение. Адекватный руководитель, который действительно недоволен результатами работы сотрудника, а не просто хочет свести личные счеты, регулярно говорит об этом подчиненному и работает над исправлением ситуации. И в ситуации, когда сработаться им так и не удается, подчиненный уже должен быть в курсе, что его работой недовольны.

  • Проводить беседу об увольнении должен руководитель.

Сообщить об уходе из компании ― задача руководителя, который является инициатором разрыва трудовых отношений. У многих есть желание отдать это неприятное дело HR. Однако проявлением уважения к сотруднику будет личное общение.

  • Никаких писем, голосовых сообщений, а уж тем более SMS.

Какими бы возможностями мы с вами не обладали, сообщить об увольнении следует в формате приватной беседы. Письмо будет уместно отправить после личного общения в качестве официальной памятки. 

  • Не затягивайте с уведомлением о решении компании.

Лучше сообщить работнику об увольнении тогда, когда вы приняли это решение. Руководители часто затягивают принятие решения или, скорее всего, его реализацию.

  • Разговор предпочтительнее провести в конце рабочей недели.

Мы рекомендуем проводить беседу в пятницу, с учетом того, что человек на выходных немного успокоится. Если же решение у вас созрело в понедельник, то тянуть до конца рабочей недели нет смысла, это только повысит напряжение в отделе. Желательно беседу провести в конце рабочего дня ― возможно даже лучше задержаться на работе. Это позволит человеку не встречаться с коллегами в период, когда он расстроен. 

  • В ходе беседы опирайтесь на объективные причины увольнения.

Вначале беседы избавьте сотрудника от вопросов о погоде, его настроении. Придерживайтесь цели вашей встречи. Назовите причины, по которым компания считает необходимым попрощаться с ним. Перечислите конкретные факты из рабочего процесса. Обратите его внимание на предыдущие совместные усилия по изменению ситуации и договоренности, которые не были выполнены со стороны сотрудника.

  •  Сохраняйте спокойный тон беседы.
Читати  Корпоративная культура на удалёнке. Как оставаться «близкими» с «далекими» сотрудниками?

Будьте готовы, что могут возникнуть разногласия: подчиненный может не соглашаться, обвинять вас, обстоятельства, просить войти в его положение. Контролируйте свою реакцию и давайте обратную связь без приступов раздражения, агрессии, попыток эмоционально доказать прежде всего свою правоту.

  • Покажите, что вам небезразлична произошедшая ситуация.

Даже в момент увольнения вы все еще остаетесь руководителем, поэтому оставьте все разногласия в прошлом и поддержите своего работника. Только постарайтесь избежать банальных фраз.

  • Обговорите ваши дальнейшие действия.

Что сотрудник должен делать дальше: собирать вещи и увольняться или передавать дела? Может ли он в течение двух недель отпрашиваться на собеседования? Этот этап разговора позволит переключить сотрудника с эмоций на рабочие вопросы. Часто бывает, что работник в данный момент не в состоянии полностью сосредоточиться, поэтому в итоге разговора договоритесь прислать ему электронное письмо-памятку.

  • Предложите помощь.

Чем вы можете помочь? Помогите работнику разработать стратегию поиска работы. Ему скорее всего помогут советы менеджеров по подбору персонала: как правильно создать резюме, где и как искать новую работу, список рекрутинговых компаний.

Увольнение подчиненных — это не поединок и не точка сведения счетов. Это история неоправданных надежд, разрушение определенных планов и возможное падение самооценки, это стресс не только для подчиненного, но и для руководителя. Отсюда неоправданные эмоции: злость, обида, депрессия.


Относитесь к сотрудникам бережно, с заботой, и вы сможете избежать судебных выяснений, ведь Трудовой кодекс Украины всегда на стороне работника, и мирно расстаться с ним можно только при условии договоренности.