Автор: Анна Реминская, HRD MDCONSULT.

Для HR-специалистов нейрофизиология — ценный ресурс информации о человеке и его мышлении. Ведь наше поведение неслучайно. Существует много связей и подсистем, устройство которых влияет на то, как мы себя проявляем в разных ситуациях. 

Нейрофизиология обосновывает теории управления. Объясняет, как работает мозг. Помогает спрогнозировать реакцию на действия, которые мы запланировали в своей компании. Тем самым, вооружает нас очень нужными знаниями. Хочу поделиться своим опытом, потому что исследования в этой сфере стали мне полезны и в работе с руководителями в компании. Нейрофизиология в очередной раз доказывает нам, что подход в работе с сотрудниками требует изменений. 

В этой статье я опираюсь на книгу нейрофизиолога Джона Медина «Правила мозга». В ней информация подается просто и с долей юмора, благодаря чему я смогла лучше понять, как же работает самая загадочная и сложная система — мозг.


Что же полезного можно извлечь HR-профессионалу из нейрофизиологии?

Психологическая боль

Было обнаружено, что болевой механизм, который запускается при физических повреждениях, включается и при эмоциональной боли. Например, вследствие опыта отвержение в социуме. Фраза «Ты разбил мне сердце» порой и правда имеет прямое значение.

Это важно знать, ведь публичное порицание, социальное непринятие, некоторые формы работы в команде — все это может доставлять членам вашей команды настоящую физическую боль и сказываться на эффективности сотрудников.

• Поощрения

Социальные награды — лучшая мотивация для сотрудника. Ведь поощрение и похвала от той социальной группы, к которой он принадлежит, даст ему понять, насколько ценен его вклад для компании. У человека появится желание продолжать выполнять свою работу наилучшим образом! Порой такой стимул оказывается намного лучше материальной мотивации. 

• Делиться и приумножать свои знания

Замечали, как хорошо запоминается информация, которой мы впоследствии хотим с кем-то поделиться? Когда мы делимся приобретенными знаниями, перед нами стоит задача сперва запомнить информацию, потом вновь вспомнить ее, сформулировать и возможно даже подобрать аргументы на случай, если необходимо отстоять понравившуюся точку зрения. Таким образом процесс запоминания усилится при применении знаний. Поэтому старайтесь создавать в своей компании возможности для обмена новыми приобретенными знаниями.

• Негибкие привычки

Привычки порой могут быть сильнее нас. Особенно это заметно в работе — некоторые действия настолько доведены до автоматизма, что, при вмешательстве, наш мозг сильно им сопротивляется. Поэтому у HR-специалистов обучение по внутренним процессам и процедурам проходит непросто: команда привыкла работать на свой лад и даже если есть более эффективный вариант, отказ от старого требует большого количество усилий, повторений и серьезной мотивации. Если в ваших планах внести некоторые изменения в работу компании, подумайте над программой, которая будет сопровождать сотрудника длительное время до тех пор, пока он не поменяет свою привычку.

Читати  Молодь, яка вже сьогодні змінює ваш бізнес. Особливості управління поколінням Z

• Повторение — мать учения

Восприятие и обработка новой информации — сложный процесс, который у каждого человека занимает разное количество времени. Кто-то понимает все с первого раза, у кого-то этот процесс затягивается. Для эффективного корпоративного обучения сотрудников необходимо повторение. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Поэтому при формировании долгосрочной программы обучения в компании, обязательно внесите повторение для эффективности запоминания.

• Слишком много целей

При постановке задач перед сотрудником учитывайте, что целей не должно быть много.  Каким бы он не был многозадачным, при большом количестве целей его внимание «распыляется», снижается уровень осознанности и вовлеченности в работу. «Погонишься за двумя зайцами, не поймаешь ни одного», — чем-то отражает работу нашего мозга. Он старается выделить ресурс каждой задаче и в результате не доводит до конца ни одну.  «Step-by-step» — принцип, который поможет вам достичь лучших результатов. Передайте сотруднику достижение одной цели, а по ее выполнению — следующую. 


Хотела бы ещё добавить, что Джон Медина развенчивает популярный стереотип «Многозадачность развивает гибкость ума». Исследования доказали, что постоянное нахождение в режиме многозадачности ухудшает работоспособность и навык определять приоритетные задачи. Такие люди часто думают о тех задачах, которые им нужно ещё выполнить, вместо того, чтобы концентрироваться на текущих.

• Важность физической активности для качественного восприятия информации

Казалось бы, как HR может повлиять на образ жизни сотрудников? Напрямую — никак. Однако есть весомые доводы, которые свидетельствуют, что малоподвижный образ жизни снижает способность воспринимать информацию. Ведь эволюцией задумано, чтобы человек двигался. Наши предки ходили по 15 километров в день. Ходьба улучшает кровообращение, благодаря чему мозг снабжается кислородом и готов воспринимать новую информацию. Как же мы, как HR-ы, можем повлиять на ситуацию? Информировать, напоминать, мотивировать. Даже такие «мелочи» влияют на эффективность всей команды.


Перейдем к выводам:
  • Роль сотрудника в социуме и микроклимат в коллективе очень отражаются на эффективности всей компании.
  • Всегда нужно отмечать и поощрять сотрудников, которые делают ценный вклад в компанию.
  • Учитывать особенности механизмов памяти.
  • Для изменения привычек в работе нужно много времени и усилий.
  • Нужно ставить максимум 1-2 цели перед сотрудником.
  • Напоминать о влиянии образа жизни на работу мозга и нашей способности воспринимать информацию.

Ну и главный итог этой статьи: чем больше мы обращаемся к нейрофизиологии, тем легче нам дается понять наших сотрудников и коллег. А значит наша собственная результативность в разы выше!